Понятие «эмоциональный интеллект» (EQ) в психологии появилось относительно недавно, причем, с каждым днем интерес к нему растет. И неслучайно: многочисленные исследования, проведенные теоретиками и практиками психологии, показали, что уровень личных достижений человека в большой степени определяется не классическим показателем интеллекта IQ, а эмоциональными способностями. Другими словами, «быть умным» – совсем не означает «быть успешным», важно разбираться в своих и чужих эмоциях и уметь контролировать их.
Понятие «эмоциональный интеллект» начали использовать с 1990 года с подачи американских исследователей Питера Сэловея и Джека Майера. Они объединили в этом понятии группу ментальных способностей, которые помогают осознать и проанализировать собственные эмоции и эмоции окружающих. Активное исследование этого вопроса, попытки понять его природу, способы и цели развития началось в 1995 году после опубликования книги ДэниеляГоулмана. «EmotionalIntelligence» («Эмоциональный интеллект»). Автор определил эмоциональный интеллект как способ, метод и форму обращения человека с самим собой и окружающими.
Согласно описанию, предложенному Майером и Сэловеем, выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта.
1. Точность оценки и выражения эмоций. Важно понимать свои эмоции и эмоции других людей, связанные как с внутренними, так и с внешними событиями. Это способность определять эмоции по мыслям, физическому состоянию, внешнему виду, поведению. Это способность точно выражать свои эмоции и связанные с ними потребности.
2. Использование эмоций в мыслительной деятельности. То, как и о чем мы думаем, зависит от того, как мы себя чувствуем. Эмоции влияют на мыслительный процесс и готовят нас к определенным действиям. Эта способность помогает понять, как использовать эмоции и думать более эффективно. Управляя своими эмоциями, человек может смотреть на мир под разными углами и решать проблемы более эффективно.
3. Понимание эмоций. Это означает, что человек умеет определить источник эмоции, классифицировать их, распознавать связь между эмоциями и словами, интерпретировать значение эмоций, понимать сложные чувства, переходы между эмоциями и дальнейшее развитие эмоций.
4. Управление эмоциями. Как говорилось выше, эмоции влияют на мышление, поэтому их нужно учитывать при решении задач, принятии решений и выборе своего поведения. Умение управлять своими и чужими эмоциями позволяет использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них.
Общепринятого метода для оценки эмоционального интеллекта сейчас не существует. Наиболее простой метод – внешняя оценка успешности человека. Для субъективной оценки можно воспользоваться шкалой эмоций. Так, низкая самооценка, чувство вины и депрессии говорит о низком EQ. Человек недоволен собой и считает, что ничего не достиг. Когда понимает часть своих скрытых мотивов, учится управлять своим состоянием и временем, пытается мотивировать себя, это показывает на развитый эмоциональный интеллект. О наивысшем эмоциональном интеллекте свидетельствует гармония, когда человек перестает быть во власти своих эмоций, а успех становится логичным следствием поступков человека. Считается, что развитие эмоционального интеллекта в разы повышает эффективность человека в различных социальных сферах и способность чувствовать себя счастливыми.
Мнения психологов по поводу возможности развития эмоционального интеллекта разделились. Одни специалисты придерживаются позиции, что EQ – это относительно устойчивая способность, и «вырастить» его невозможно. Но обучение поможет повысить эмоциональную компетентность. Другие ученые считают, что эмоциональный интеллект можно развивать. В качестве аргумента они приводят тот факт, что нервные пути мозга развиваются вплоть до середины жизни человека.
Развитие эмоционального интеллекта представляет собой развитие самосознания, навыков осознания своих и чужих эмоций, умение управлять своими и чужими эмоциями и эффективно взаимодействовать с людьми.
Первый шаг в развитии EQ – формирование способности осознавать и оценивать свои эмоции и интенсивность с той или иной точки зрения. Для этого нужно периодически задавать себе вопрос: «Что я сейчас чувствую?», начиная с базовых состояний (радость, страх, грусть, злость).
Затем нужно научиться определять источник эмоции и степень интенсивности эмоции. Силу эмоции можно измерять по шкале от 1 до 10: от минимальной интенсивности, когда управление эмоцией не требует усилий, до очень высокой, когдаэмоция неуправляема. Эта шкала позволит осознать и оценить нюансы ваших ощущений и поможет научиться снижать отношение к этой эмоции до оптимального уровня.
Следующий шаг – расширение диапазона эмоций. Составьте свою азбуку эмоций, попробуйте оценивать эмоциональное состояние других людей.
Старайтесь понять и осознать, что с вами происходит, когда вы занимаетесь тем или иным делом. Учитесь говорить о своих эмоциях, переводить чувства и эмоции в слова. Ведь многие взаимоотношения ломаются от недосказанности и недопонимания.
Смысл развития эмоционального интеллекта состоит в том, чтобы выстраивать конструктивные отношения и добиваться успеха в своих делах.
ноябрь 2017 электронная версия Может ли пациент, выбирая лучших врачей, способствовать здоровой конкуренции в медицине? |
Вопросы анкеты
Анкета отправлена!
Результаты анкетирования будут на сайте. Следите за новостями.