— Вера Кузьминична, годы, простите,
идут, а жизнелюбия у Вас не убавляется…
Откуда столько оптимизма?
— Вообще-то я иногда удивляюсь, почему кажусь такой жизнерадостной, оптимистичной. Может быть, это привычка или
правила хорошего тона — не надоедать людям печалью. Я привыкла с молодости, что
о печалях нужно молчать, а говорить только
о хорошем. Но все равно немножечко удивляюсь, когда произвожу впечатление очень
благополучной, очень довольной жизнью
женщины. Хотя ответ прост: я всего лишь
не до конца раскрываюсь. Ну, не люблю я,
когда люди жалуются: «Ой, у меня такое
творится дома. Муж разлюбил. Сын пьет.
Соседи затопили квартиру». И набрасывают на других свои беды… Я считаю это
ненужным.
— Зато Вы делаете наоборот. Вот сейчас наблюдал: Вы вошли через служебный
вход в театр и всем наговорили комплиментов…
— Я действительно увидела людей, которых люблю, хотя и не очень с ними знакома.
Я не знаю даже, кто на ком женат, есть ли у
них дети, но я всегда вижу приветливость
их глаз. И мне становится ужасно хорошо.
Тут автоматически хочется быть такой же
приветливой в ответ. — Страшно сказать: в Театре сатиры Вы
служите больше 60 лет. Сколько должно
было пройти времени, прежде чем Вы почувствовали себя корифеем театра?
— Я корифеем себя и не считаю, потому что это не мое мироощущение вообще.
Но своим человеком в театре я себя почувствовала после первой же роли, поскольку меня приняли очень по-доброму.
Это был 1948 год, я была еще студенткой,
и меня пригласили на роль Лизочки в спектакль «Лев Гурыч Синичкин»,
где главную роль играл легендарный Владимир Яковлевич
Хенкин. Он относился ко мне
с нежностью, хотел, чтобы я
продолжала работу в театре,
поскольку в ту пору очень не
хватало лирических героинь.
Кроме того, за моими плечами
был уже фильм «Сказание о
земле Сибирской», я получила Сталинскую премию, но во
мне не было никакого зазнайства или еще чего-то. Пришла
скромная девочка, которую все
стали нежно опекать, поэтому с
первого шага я ощутила огромную доброту любого человека
в этом коллективе. Каждый
подходил и хотел меня то обнять, то поцеловать, то сказать:
«Душенька наша». Все это для
меня имело колоссальное значение, потому что, заканчивая
училище, я предполагала, что
меня могут куда-то направить.
И с ужасом думала, что я попаду к чужим людям и окажусь
нежеланной в их среде. А тут я
оказалась среди артистов, которые были мне безумно симпатичны и о
которых я много читала.
— Кстати, Вы сказали однажды, что
в юности перечитали много старинных
журналов о театре…
— Да, и потому просто обожала дореволюционный театр. Я была в курсе отношений между антрепренерами, знала, что
происходило в революцию, кто где играл…
И когда однажды Хенкин рассказал очередной эпизод из своей богатой актерской
биографии, я ответила ему, что знаю всех
этих людей. Он просто удивился: «Как ты
их можешь знать, ведь ты в ту пору еще
не родилась?» А я о них читала в старинных журналах. Видимо, эту любовь к дореволюционному театру я подчеркивала
не раз, и потому однажды во время встречи
со зрителями поднялся человек в зале и
сказал: «Расскажите о ваших встречах с
Ермоловой».
— У Вас не было желания уйти в другой театр? Ведь люди Вашего поколения
создали «Современник», «Таганку», на
Малой Бронной работал Эфрос, в Театре
Маяковского — Гончаров, и все активнее
театр стремился языком спектакля спорить с советской властью…
— Действительно, в наше время искусство заменяло религию. И зритель острее
искал в классических спектаклях намеки
на нашу жизнь. Что касается меня, то меньше всего я думала о нашей
власти. Я жила своей профессией, своими мечтами. И
так как все у меня было достаточно благополучно, то и
никаких мыслей о борьбе не
возникало. Родные и близкие
были из рабочего класса, из
деревни — то есть простые
люди, абсолютно не думающие о политике. Эта среда
оказала и на меня влияние,
потому я сосредоточилась
исключительно на своей
профессии, пожинала ее радости…
— Получается, что совершенно никто из Вашего
окружения не пострадал ни
от коллективизации, ни от
раскулачиваний, ни от репрессий?
— Родители пострадали, но немножко. Мой папа
жил в деревне. И его семья
была достаточно зажиточная. Они не были кулаками,
но у них были две коровы
и две лошади. И когда наступила коллективизация,
то всех лошадей, коров отобрали. И тогда
половина деревни решила переехать в город. Мои родители тоже оказались в Москве. А куда устраивались? Истопниками,
дворниками, жили в подвалах. Дядя Петя,
тетя Вера — это мое окружение. Когда-то
они были с родителями в деревне, а теперь
жили недалеко от нас. А мама была у меня
в меру образованная, приняла революцию. И хотя политических разговоров в
доме не велось, я помню одну фразу, которую она сказала папе: «Как хорошо, что у
вас отобрали лошадей и коров — пусть все
будет государственное, а то ишь ты, как
жили». Она не любила деревню, потому
что там надо было в пять утра вставать,
доить корову, косить траву, сыпать корм
цыплятам… Вот эту единственную фразу
я и запомнила. А так никто ни на что не
роптал. Может быть, из страха — не знаю.
Жили, принимая действительность такой, какая она есть. Из последних силенок старались, чтобы дети были накормлены, както одеты.
— А где Ваша семья поселилась в Москве?
— В Гусятниковом переулке, в районе
Мясницкой. Особенно далеко от дома я не
ходила, разве что звала свою подружку в
чайное управление, которое располагалось
в красивейшем здании, построенном на
китайский манер. И я говорила подруге:
«Пошли во дворец — посмотрим красоту».
Мы там ничего не покупали, потому что
очень бедно жили, но любовались витринами. Кстати, вы спросили про сталинский
режим… Самое удивительное, что я никогда
не была в пионерском лагере, я не была в
детском саду, я не ходила на демонстрации,
не участвовала в диспутах…
— Как же так?
— Как-то удавалось. То заболею, то дело
какое-то важное… В общем, удержалась в
юности от этого в стороне. Самое смешное,
что, когда я стала актрисой, была довольно
скоро избрана депутатом Моссовета. Правда, меня избирали по такому принципу: мол,
народ актрису любит. Мне доверяли, считая, что в жизни я такой же человек, как на
экране. В депутатских делах я ничего не понимала и ничего не собиралась понимать, но
относилась к этому как к благотворительности. Мне казалось, что благодаря этому
статусу смогу помогать тем, кто нуждается.
— И помогали?
— Думаю, что много хорошего сделала.
Например, ко мне приходили и говорили:
«У меня нет телефона». Я собирала документы и шла просить о телефоне. И со мной
в райкоме так носились, что только в редких
случаях отказывали, поэтому я много сделала хорошего и на вид казалась общественно
полезным человеком. Но для себя я решила,
что являюсь не депутатом, а благотворительницей, хотя и не могу сказать, что жила
под колпаком и не знала о том, что творится
в стране. Например, я знала фронтовика,
который много воевал, был ранен и потому
был схвачен фашистами. И когда он вернулся из плена без ноги, ему запретили селиться в крупных городах, фактически лишив
права на достойную жизнь. И я думала: как
же это так? Ну и что, что он был в плену?
Он же не по своей воле оказался в лапах у
фашистов? Другого выхода просто не было,
если он потерял ногу и застрял в снегу… Вот
это у меня засело как несправедливость нашего правительства. А сколько было таких
историй!
— Прошлый год стал во многом показательным: в 65-летие Победы оказалось, что
еще множество ветеранов живут в ветхом
жилье, не получили обещанной машины,
да и вообще жизнь многих достойной не
назовешь…
— Мне очень обидно, что о победителях
той жуткой войны мы часто говорим с грустью и со стыдом. Они явно заслуживают
большего, хотя, конечно, было много сделано. Я знаю множество примеров, когда
ветеранам помогали, но, с другой стороны,
вижу по телевидению жилье, в котором они
живут, — это же нечеловеческое жилье. Немыслимо стыдно такое видеть. А что мы
можем сделать? Я могу испытать только отчаяние и стыд, что это есть. Я очень хорошо
думаю о культуре, радуюсь, что так много
существует праздников и фестивалей, но,
может быть, вместо какого-то фестиваля
стоит деньги направить старикам, которые
нуждаются?
— Простите за личный вопрос. Ваш муж
Владимир Ушаков — тоже актер. Вместе
Вы играли в «Свадьбе с приданым», но
значительно лучше зрители знают Вас.
Каково ему в тени Вашей славы?
— Я сама удивлялась этому всегда. Он
играл в нашем театре чаще отрицательных
людей. И бывало, что со мной в спектаклях
он играл кавалера, которого я отбрасывала.
Репертуар, который ему доставался, к сожалению, не ставил Володю на пьедестал,
хотя он блестящий артист.
Но ради меня он ничего не
предпринимал для собственной карьеры, а думал больше о нашем доме, о семье.
Он всегда радовался, если
у меня успех, и печалился,
если я вдруг без работы. То
есть он всю свою жизнь положил на то, чтобы мне было
хорошо. И я, конечно, отвечаю ему взаимностью. Сейчас он тяжело болен. Я могла
бы играть в антрепризе, но не
берусь за эту работу, чтобы
лишний раз не оставлять его
дома одного. Женаты мы уже
53 года, и я счастлива, что
все эти годы мы никогда не
ссорились. И, может быть, от
того, что моя личная жизнь была настолько
идиллически благополучна, протекала без
стрессовых ощущений, я и смогла сыграть
на сцене множество женских судеб. Потому что на сцене я бываю и брошенной, и
очень гордой, и бываю дошедшей в своем
унижении до предела… То есть все то, чего,
слава Богу, не испытала в семейной жизни,
испытала только на сцене в ролях.
Виктор Борзенко, Москва
Специально для «Барометра здоровья»
Дата публикации: 16 Января 2011 12:31