Марк Анатольевич, не первое десятилетие Вы
не просто возглавляете театр, но и поддерживаете
его удивительно спортивную форму. В такой суматохе за здоровьем следить надо особенно, всегда
ли это удается?
Все говорят: главное — здоровье, здоровье не
купишь. Но ужас или — не знаю — могущество
нашей цивилизации в том, что за деньги можно
купить себе несколько лет жизни. Лужков проспонсировал мою операцию на сердце, и поэтому
мы сейчас с вами беседуем. А так я должен был несколько лет назад уйти в мир иной. Сегодняшняя
медаппаратура и медикаменты, которые некоторым
врачам даже запрещают называть пациентам, так
как они слишком дороги, продляют жизнь. С помощью денег можно принести счастье или достаток
тем людям, которые находятся на грани тяжелого
существования. Я ко всему научился спокойно относиться — ко всем ужасам, которые вижу по телевидению. Но все-таки, когда я вижу, как человек
останавливается у мусорного бачка, на меня это
действует угнетающе.
А возраст Вы чувствуете?
Знаете, я всю жизнь провел в разного рода
мечтаниях. И последнее время меня стало пугать,
что количество мечтаний резко уменьшилось. Всетаки за 70 лет перевалило — может, это и естественно.
Возраст — для вас болезненная тема?
Это тяжело. У вас дети есть?
Нет еще.
Когда появятся и достигнут 4-летнего возраста, начинайте учить их иностранному языку. 3–4
языка будут знать. А мне вот сейчас выучить язык
иностранный... Я тут попробовал, так у меня сразу
давление поднялось. Я знаю 28 английских слов,
которых мне вроде хватало. Но захотелось улучшить. Начал с неправильных глаголов — давление
и подскочило. В результате решил, что останусь
в пределах тех знаний, которые получил в школе.
Тогда поговорим о театре. Как Вы определяете, насколько успешны спектакли «Ленкома»? Разумеется, кроме количества проданных
билетов.
Я радуюсь, когда в театр приходит примерно равное количество мужчин и женщин — это
значит, что идет хороший спектакль, потому что
мужчины сейчас очень ценят время и деньги.
– А если одни женщины в зале?
– Это сигнал. Может быть, и радостный, но,
скорее всего, спектакль переходит в фазу второй
свежести, хотя иногда о свежести трудно судить.
Вот недавно на гастролях в Петербурге мы в тысячный раз сыграли «Юнону» и «Авось». Много лет этот спектакль идет на сцене «Ленкома», но
аншлаги не прекращаются. Регулярно меняются
артисты, от первого состава остался только один
человек — ассириец Александр Садо. В день тысячного спектакля я написал ему на афише поздравление с тем, что он самый долгопоющий ассириец
на территории Российской Федерации. Кстати, на
поклонах после спектакля были громовые овации,
публика очень долго не отпускала артистов, тогда
я вышел на сцену и сказал: «Вы меня извините за
неадекватность, но когда я слышу такие аплодисменты, то думаю: наверное, так встречали Ленина
на третьем съезде у нас в купеческом клубе, где
теперь размещен «Ленком».
– В «Ленкоме» стали часто бывать государственные деятели. И если раньше было модно
играть в теннис, а затем заниматься дзюдо, то
теперь, наверное, появилась мода ходить в Ваш
театр?
– (Смеется.) Да, вообще многие решили, будто
у меня наверху есть очень сильная поддержка.
Приходят часто, я даже охранников многих знаю
в лицо. Недавно приходил Дмитрий Анатольевич
Медведев, и я увидел, что из старой президентской охраны осталось два человека, в том числе
женщина.
– Можно создать целую галерею именитых
гостей, которые побывали в «Ленкоме»...
– Я помню, когда в горбачевскую эпоху Ельцин был отовсюду изгнан, я позвонил ему по
телефону и пригласил на спектакль «Диктатура
совести». В постановке был такой момент, когда
Янковский выходил с микрофоном в зал и задавал вопросы. А в тот вечер он подошел к Ельцину.
Народ закричал: «На сцену его!» После этого
Ельцин еще не раз приходил в «Ленком». Никогда не забуду, как в разгар антиалкогольной кампании в моем кабинете мы пили коньяк: Ельцин,
я и Юз Алешковский. И вот я понял, что началось
новое время, раз в моем кабинете выпивают такие
люди. Правда, Ельцин тогда был лишен всех регалий. И когда я увидел, что он отправился домой
пешком, то взял у нашего электрика автомобиль,
с трудом его завел (это сейчас некуда машину поставить у театра, а тогда машин почти не было)
и поехал догонять Ельцина. Когда мы поравнялись, Борис Николаевич очень обрадовался, но
я понял, что его в автомобиль не втиснешь — уж
очень ноги у него длинные. Но все же я кое-как
поднажал, он оказался в машине, мы поехали...
Через какое-то время я стал членом Президентского Совета...
– Вы ускорили смерть КПСС, порвав партбилет. Сегодня порвать ничего не хочется?
– Нет. Моя жена сказала, что это был самый
безвкусный поступок в моей жизни. И я с ней согласен. А вскоре произошел еще один случай. Мне
кто-то сказал в театре: «Марк Анатольевич, там
на Пушкинской площади вас выкликают». Оказывается, шел митинг, и Новодворская кричала
в мегафон: «Нам нужен такой президент, как Марк
Захаров». Я это не слышал, но слышали люди. – Вы не пошли на площадь?
– Нет, не пошел.
– А вдруг бы изменилась история России?
– Я думал, все изменится, когда мои однолетки станут руководить страной. А оказывается,
что дело не в этом. И однажды я набрался смелости и сказал Горбачеву в присутствии большого
количества людей: «Недостаточно быть добрым
дирижером, хорошим режиссером, талантливым
балетмейстером, симпатичным музыкантом, чтобы заниматься политикой. Это особая профессия,
в ней нужна другая кондиция, другое образование
и другой строй нервной системы», поэтому я от
политики сознательно дистанцировался.
– Как на артистов влияет то, что в «Ленкоме»
часто бывают первые лица страны?
– Артисты это ценят. Радует, что наш театр
в числе уважаемых организаций, хотя относиться
к этому без иронии я не могу.
– С проявлением звездной болезни сталкиваетесь в театре? У вас же в труппе звезда на звезде...
– На репетициях нет, не сталкиваюсь. А вот
некоторые интервью почитаешь, так там проскакивают фразы, над которыми я задумываюсь. Например, моя любимая Маша — Мария Андреевна
Миронова — сказала про «Ленком»: «Я воспитывалась среди старинной мебели». Я вздрогнул.
— А любимчики есть?
– Ну, любимчики всегда есть. На первом месте,
конечно, Броневой со своим тяжелым-тяжелым,
но покладистым характером. Потом Чурикова,
Збруев, Захарова, Певцов, Раков... Агапов у нас
стал очень хорошо играть. Ему бы сняться в какомто хорошем фильме, чтобы все посмотрели.
– Ленкомовская молодежь много снимается
в сериалах. Вам это не мешает?
– Нет. Если есть какая-то удача в кино или
на телевидении, артист приходит в театр обогащенный. Он видел других хороших артистов, он
был в несколько иной технологической среде. Он
что-то приобретает и начинает беречь свое имя.
Правда, не всегда этот процесс бывает полезным. Не так давно у нас в «Шуте Балакиреве» стал
выделяться один артист, он явно шел к успеху,
поэтому я терапевтическую работу с ним провел.
Я поинтересовался: «Если получится хороший
спектакль, вы с ума не сойдете? Начнут ведь щелкать камеры, спрашивать: кто вам дороже — брюнетка или блондинка?» Он говорит: «Ну что вы,
не сойду» Но получил Госпремию и... началась
звездная болезнь.
– Ваша дочь Александра сегодня на первых
ролях в «Ленкоме». Во всем ли она соглашается
с вами? Или дома может возразить: дескать, папа,
ты не прав?
– Нет, что вы, она возразить мне не может.
(Смеется.) Зато жена бывает предельно строга.
Вообще жены часто помогают режиссерам. Я вспоминаю, как на репетиции к Плучеку в Театр сатиры
приходила его супруга Зинаида Павловна. И вот
когда репетиция заканчивалась, она подходила
к артистам с блокнотом и делала замечания. Например, одному из них говорила: «Всё хорошо».
Другому: «А вам еще думать надо над образом».
Третьему: «Вы рано смеетесь, у вас не все получается». И так далее. Когда артисты меня не слушаются, я им говорю: «Ребята, если будете плохо
себя вести, приведу жену с блокнотом...»
– Уходят великие артисты. Нет Абдулова,
Леонова, Пельтцер, Ларионова, долгое время не
играет Караченцов. Это ощущается в коллективе?
– Конечно, ощущается. Но все равно в России,
несмотря ни на что, рождаются талантливые люди,
подрастает молодежь. Назвать могу многих, но
все же сейчас меня особенно радуют Виктор Раков, Иван Агапов, Маша Миронова. В какой-то
момент молодые артисты становятся значимыми,
любимыми. И потом, как правило, после ухода из
жизни их причисляют к разряду великих деятелей
русской культуры.
– Ваш театр часто выезжает на гастроли, ленкомовцы играют спектакли перед самой разной
аудиторией. Реакция зрителей всегда примерно
одинакова?
– Нет, очень отличается. Например, питерцы
иначе смотрят спектакль, чем москвичи. В «Шуте
Балакиреве» есть такая фраза: «Войной русских
людей пугать не надо». В Москве на нее зритель
редко обращает внимание, разве что иногда слабый смешок может раздаться в зале. А в Петербурге после этой фразы — аплодисменты. Я подумал:
«Вот она, острота».
– К коллегам на премьеры ходите?
– Хожу, но все равно это работа. Расслабиться
не могу, поскольку отношусь к этому как к ответственной репетиции.
– А если спектакль плохой, можете уйти в антракте?
– Вы знаете, иной раз очень хочется так сделать. Но премьера — это ж вроде как событие,
и уйти, не досмотрев половины спектакля, очень
неудобно. Впрочем, не думайте, будто мне ничего
не нравится. Я с удовольствием наблюдаю за Кириллом Серебренниковым. Мне нравились все
его спектакли, начиная от «Пластилина» и заканчивая «Лесом». Правда, последующие постановки немного огорчили, но все равно Кирилл стал
большим режиссером. Люблю спектакли Петра
Фоменко, несмотря на то, что у меня есть претензии к «Бесприданнице», и их много, но смотрел ее
с удовольствием. Иногда заглядываю к Эдуарду
Боякову в его маленький зальчик театра «Практика», слежу за Центром Мейерхольда и так далее.
Особенно я люблю большие формы — там, где
режиссер работает на широкой площадке. А вот
небольших залов, где можно играть камерный
спектакль, я побаиваюсь, потому что там часто
угнетают зрителя. Помню, меня пригласили студенты на свой пробный спектакль в ГИТИСе. Они
выбрали пьесу про семью, в которой просто ужас
на ужасе. Например, мама ненормативной лексикой пользуется по поводу полового созревания
сына. Отец пьет, сын вот-вот станет наркоманом.
После спектакля студенты поинтересовались, что
я думаю о постановке.
– Что же Вы сказали?
– Я сказал: «Вы знаете, чтобы уж совсем напугать зрителя, надо, чтобы папа жил с дочкой, мать
меняла бы сексуальную ориентацию. И обязательно сделайте крупным планом введение наркотиков в вену». Они удивленно на меня посмотрели,
но, я думаю, намек поняли. Если главная идея
спектакля — одиночество человека в мире, не обязательно его показывать столь натуралистично.
Искусство в том и заключается, чтобы деликатно
раскрывать темы, о которых не принято говорить.
Меня радует то, что, когда зритель хочет сделать
хороший подарок врачу, дарит ему билет в «Ленком» или в «Современник», или во МХАТ... Беседовал Виктор БОРЗЕНКО
Дата публикации: 03 Декабря 2012 12:31