• 311 новость
  • 939 статей

О вреде аборта замолвите слово

О вреде этой далеко небезопасной процедуры врачи говорят много и громко. Каждая семейная пара знает: ее надо избегать всеми возможными способами. Но, несмотря на эти предупреждения, количество официальных случаев избавления от нежелательной беременности катастрофически растет. Здоровье женщины под угрозой, население страны продолжает сокращаться. Экономические меры, призванные решить эту проблему, вопреки ожиданиям, не дали демографического взрыва. Может быть, главным его пиротехником должна стать религиозная семья? Способна ли религия помочь женщине сохранить будущего ребенка, свою семью и, в конечном итоге, здоровье нации? Свою точку зрения по этому вопросу высказали представители разных конфессий, участники «круглого стола», проходившего в Ростове -на-Дону в рамках первого национального форума «Репродуктивное здоровье и демографическая стабилизация». В дискуссии приняли участие магистр богословия Женевского университета, пресс-секретарь главы Донской митрополии Игорь Павлович Петровский, председатель Центрального управления мусульман Ростовской области, муфтий Джафар Зуфарович Бикмаев и главный раввин Ростовской области Хаим Данзингер. В роли модератора «круглого стола» выступила профессор кафедры микробиологии РостГМУ Юлия Лазаревна НАБОКА. Статистика свидетельствует Население Российской Федерации в настоящее время стремительно сокращается, что представляет собой одну из наиболее серьезных угроз национальной безопасности России в XXI веке. Все большую тревогу вызывает ситуация, при которой поколение детей лишь на 60 % замещает поколение родителей, страна ежегодно теряет 700–800 тыс. человек. Начиная с 1992 г., смертность в России устойчиво превышает рождаемость. За 14 лет (1992–2005 гг.) разница между количеством родившихся и количеством умерших в России составила более 11,1 млн. человек. Абсолютная убыль населения (с учетом 5,3 млн. въехавших мигрантов) составила за этот период около 5,8 млн. (около 400 тыс. человек в среднем за год). Данные последних лет демонстрируют нарастание масштабов убыли населения: за 2000–2005 гг. — около 700 тыс. человек в среднем за год. Существующие сегодня показатели рождаемости в 1,6 раза ниже, чем необходимо для обеспечения хотя бы простого воспроизводства населения. Такая ситуация ставит под вопрос дальнейшие возможности народов России развивать накопленный веками материальный, духовный и культурный потенциал.Что может изменить эти устрашающие показатели? Экономика, политика или нравственная переориентация молодого поколения? С каким демографическим типом ассоциируется семейный образ жизни в сознании религиозных и нерелигиозных людей? Совпадают ли реальные поступки людей верующих с их суждениями об этике и морали? Можно ли запретить аборты или эта мера лишь усугубит ситуацию? – Одними запретами делу не поможешь, – уверен пресс-секретарь главы Донской митрополии Игорь Петровский. – Надо позаботиться о возрождении истинной веры с ее незыблемыми законами нравственности и морали, которые мало знакомы молодому поколению россиян. Не случайно 10 % абортов лежит на совести девушек от 15 до 19 лет, а еще 5 % выпадает на долю тех, кому нет еще и пятнадцати... Верующие обладают более позитивными демографическими установками в отношении заключения и сохранения браков, рождения детей и семейной жизни в целом, нежели люди, не принадлежащие ни к одной из религиозных конфессий. И в первую очередь это относится к христианам, которые боятся греха, понимая, что грех — это не нарушение правил дорожного движения, это онкология души. Рожать или не рожать — это очень личный выбор, но момент внутреннего подвига здесь остается,— убежден Игорь Павлович. К какому бы вероисповеданию не принадлежал человек, с мнением представителя православной церкви он вряд ли стал бы спорить. Практически все традиционные религии, правда, не в одинаковой степени, не одобряют безбрачия светских людей, осуждают супружескую неверность и однополые связи, допускают разводы только в самых крайних случаях, негативно относятся к применению контрацепции и тем более к абортам. — Но сегодня важна не только официальная позиция церкви, но и практическая помощь девушкам и женщинам, которые оказались в сложной ситуации, – считает раввин Ростовской синагоги Хаим Данзингер.— Еврейская община создала для этой цели несколько организаций, которые выделяют финансовые средства молодым или одиноким матерям, а в случае, если девушка по каким-то причинам категорически отказывается от ребенка, представители этих организаций находят семью, которая готова принять и воспитать малыша. Нуждающиеся всегда могут рассчитывать на квалифицированную медицинскую помощь и моральную поддержку, причем не только во время беременности, но и в последующие годы. По еврейским законам делать аборты нельзя, но реальная жизнь не всегда укладывается в рамки закона, поэтому иногда приходится делать исключение, — честно признается раввин.— Ведь в современном мире запрет — не догма. Решить проблему радикально поможет только культ любви, уважения друг к другу и понимание того, что много детей в семье — это и есть самое большое счастье в жизни. Сам он часто выступает в роли психолога, помогая молодым семьям прийти к согласию и взаимопониманию. Конечно, есть случаи, когда возникает угроза рождения нездорового ребенка, и тогда принятие решения об аборте — это испытание и для матери, и для врача. Но Бог дает человеку те беды, которые он в состоянии вынести! Только один Господь знает, с какой миссией посылает ребенка на эту землю, поэтому евреи против абортов и контрацепции. Многие иудеи даже не хотят идти к докторам, чтобы узнать пол ребенка до его рождения. Бывают случаи, когда появление такого малыша на свет меняет к лучшему и отношения в семье, и самих людей. И таких примеров достаточно много, — говорит Хаим Данзингер.— Однако в любом случае главное слово в принятии нелегкого решения остается за женщиной. Но эту точку зрения не разделяют мусульмане. «Мужчины дали женщинам слишком много свободы» — И от этого все беды,—убежден председатель Центрального управления мусульман Ростовской области, муфтий Джафар Бикмаев.— С тех пор как культура поставила женщину чуть ли не на один пьедестал с мужчинами, нравственные устои заметно пошатнулись. Слабый пол курит, пьет, ездит на автомобилях. Какое при этом может быть здоровье у будущих матерей? – сетует Джафар Зуфарович. Ислам категорически против абортов после четырех месяцев и десяти дней от момента зачатия, какими бы причинами ни был обусловлен отказ от ребенка. Правда, по вопросу контрацепции мусульмане более лояльны. Если семья знает, что готова прокормить и воспитать своего ребенка, пусть она его имеет, если нет, можно и воздержаться. Что же касается прогноза об аномалии развития, – говорит муфтий, – то, на мой взгляд, если это стало известно до четырех месяцев, лучше избавиться от такой беременности и не подвергать страданиям ни семью, ни будущего ребенка. Тогда и детей в детских домах будет меньше. А для того, чтобы увеличить цифры рождаемости, надо вернуться к прежним устоям, чтобы женщина могла себе позволить не работать, а муж ее полностью обеспечивал, чтобы главой семьи был мужчина, тогда ответственности за судьбы нового поколения станет больше. Стоит ли соглашаться с таким мнением? Магистр богословия Игорь Петровский считает, что нет. По его глубокому убеждению, мужчина и женщина созданы для того, чтобы дополнять друг друга и быть единым целым, оставаясь при этом свободными личностями. Иметь или не иметь детей, отец и мать должны решать вместе, вместе они должны планировать и свое будущее, и свою семейную историю. Проблему контрацепции не надо возводить в ранг недозволенного, отказываться от этой технологии стоит лишь в том случае, когда она вредит здоровью женщины. Все усилия сегодня придется направить именно на сохранение ее здоровья, поскольку в России здоровых девушек только 6,3 %. Одна из причин столь неутешительной статистики — аборты. Надеемся на русское «авось»? Женщина, идущая на аборт, не задумывается о том, что, может быть, навсегда лишает себя счастливой возможности стать матерью. И не надо надеяться на чудеса современной науки, позволяющей зачатие в пробирке. По официальным данным, лишь 15 % всех искусственно оплодотворенных женщин способны выносить и родить ребенка. Причем далеко не каждой удается сделать это с первого раза. Как и любая инновационная технология, ЭКО связано с определенными рисками. И, по мнению Игоря Петровского, может принести человечеству новые тяготы и страдания, особенно если речь идет о донорстве и вмешательстве третьей стороны. — Сейчас много говорят о банке мужской спермы и о том, что каждая женщина может позволить себе сохранить семя мужа, чтобы при каких-то трагических обстоятельствах иметь возможность забеременеть и родить от него ребенка даже тогда, когда человека уже не будет на этом свете. В таком случае у нас могут появиться «дети загробного мира». Внетелесное оплодотворение — это отношение к человеку, как к продукту, это тупик. Рождение новой жизни по законам божьим происходит в результате соития двух любящих людей. Прикосновение телесное — это не что иное как прикосновение душ. Особенно уродлива, по мнению Игоря Петровского, практика суррогатного материнства, когда женщина выступает как рабыня и за деньги продает собственное дитя. Согласен с ним и муфтий Джафар Бикмаев, но его позиция менее категорична, и, призывая рожать детей от мужчин, которые способны обеспечить будущее семьи, он все же сделал оговорку о том, что материнство — это высшее предназначение женщины. И если Бог создал ее бесплодной, но есть возможность помочь, надо сделать исключение из правила. К счастью, как утверждают специалисты, врожденное бесплодие встречается намного реже, нежели приобретенное в результате аборта. И потому куда проще и экономически выгоднее не допустить прерывания беременности, объяснить молодым девушкам всю серьезность такого шага и все его последствия. Однако большинство женщин понимает, какой вред организму принесла эта страшная процедура, уже после ее проведения. И мало кто знает о том, что, помимо последствий для репродуктивной системы, негативное влияние аборта проявляется на щитовидной железе и нередко вызывает развитие патологии этого важного органа. А так как состояние щитовидной железы сказывается на функционировании всего организма в целом, то становится вполне понятно, каким образом проведенная манипуляция отражается на здоровье женщины. Свое пагубное воздействие аборт оказывает и на надпочечники, и на работу гипофиза. В результате нарушается обмен веществ и происходит увеличение концентрации мужских гормонов. Лучше всего эту печальную картину разрушений видят медики. Недаром опрос, проведенный среди студентов Ростовского медицинского университета, показал, что 24 % респондентов считают официальный запрет абортов вполне оправданной и необходимой мерой, 10 % высказались за неправомочность и неэффективность такого запрета, мотивируя тем, что количество криминальных абортов и связанных с этим рисков, резко увеличится, вырастет и цифра оставленных в роддомах и брошенных на улице детей. Остальные уверены, что прерывание беременности можно разрешить только по медицинским показаниям. 5 % молодых людей хотят иметь в будущем одного ребенка, 50 % — двоих, и только 30 % допускают рождение троих детей в семье. Причем на помощь государства в их воспитании рассчитывают лишь 30 %, 45 % надеются только на собственные силы и 32 % — на поддержку со стороны своих родителей. Глядя на эти цифры, можно сделать вполне оптимистичный демографический прогноз и убедиться в том, что основные позиции религиозных конфессий и обычных молодых людей во многом схожи. Есть и другие мнения... Как на самом деле выглядят сравнения каждой из трех религий (христианство, ислам, иудаизм) не столько между собой, сколько с нерелигиозными людьми, в число которых входят и атеисты, уверенные, что Бога нет, и агностики, которые не отрицают категорически существования Бога, но и не уверены в том, что Бог есть, и деисты, искренне верующие в то, что Бог — это сверхъестественная сила, которая создала мир, природу и человечество, но в дальнейшем не вмешивается в судьбы людей. Деисты не принадлежат ни к какой конфессии, не признают молитв, постов и обрядов. Но в вопросах демографических мало чем отличаются от остальных. Ученые подсчитали, что хотя религиозные люди на словах относятся к среднедетности и многодетности более позитивно, а к разводам и абортам, напротив, более негативно, чем нерелигиозные, это не так уж заметно отражается на их демографическом поведении. Например, доля разведенных среди когда-либо состоявших в браке у нерелигиозных людей составляет 14,5 %, а у христиан— 12,3 % (т. е. всего лишь на 2,2 % меньше). Правда, у мусульман этот показатель заметно ниже (6,1 %), что на 8,4 % ниже, чем у нерелигиозных. Но у иудеев он равен 18,3 %, т. е. на 3,8 % выше, чем у нерелигиозных. Довольно заметна и разница между двумя группами христиан: среди весьма религиозных только 6,1 % составляют разведенные, а среди религиозных, но не слишком, эта цифра в два с лишним раза выше (14 %) и почти совпадает с соответствующим показателем для нерелигиозных людей. Доля беременностей, закончившихся искусственным абортом, у иудеев (29,4 %) и мусульман (23,1 %) несколько ниже, чем у нерелигиозных респондентов (32,8 %), а у христиан примерно такая же, как у нерелигиозных — 33,3 %. Но статистически достоверны различия по этому показателю только между весьма религиозными христианами (12,4 %) и не слишком религиозными их единоверцами (37,4 %), убежден автор этого исследования, кандидат экономических наук, доцент кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Синельников. По мнению ученого, религиозное возрождение в России может способствовать выходу страны из демографического кризиса только в том случае, если большинство населения реально вернется к религиозному образу жизни, а не ограничится декларированием своей конфессиональной принадлежности. Пока же активно-религиозная часть населения составляет явное меньшинство. И каким бы позитивным ни было их брачное и репродуктивное поведение, влияние на демографическую ситуацию в стране будет ощутимо лишь тогда, когда они станут большинством. Однако надеяться лишь на религиозную и нравственную ориентацию вряд ли стоит. Нужны мощные экономические меры поддержки молодых семей. Нужны антикризисные центры, специалисты которых могут оказывать реальную помощь девушкам и женщинам в случае нежелательной беременности, нужны серьезные меры по развитию науки и медицины. Только при таких условиях можно будет говорить о каких-то положительных сдвигах в демографии страны. Ольга Золотарёва

Дата публикации: 09 Декабря 2012 12:31


Специалисты ОКДЦ смогут помочь детям
Специалисты ОКДЦ смогут помочь детям!

В педиатрическом отделении Областного консультативно-диагностического центра организован специализированный прием маленьких пациентов в кабинете ультразвуковой диагностики, оборудованном современным аппаратом Philips HD c детскими датчиками. Прием ведут высококвалифицированные специалисты с педиатрическим образованием и опытом работы, владеющие новейшими методиками диагностики в возрастной категории с первого месяца жизни ребенка и до 18 лет.

Читать полностью
12 мая, 2016
    Анкета. Какой  стала  зарплата врачей?

    Какой стала зарплата врачей?

    В редакцию журнала поступают тревожные сигналы о сокращении финансирования лечебных учреждений Ростовской области. По мнению сотрудников целого ряда больниц и поликлиник, зарплата персонала в сравнении с прошлым годом, заметно уменьшилась. Как складывается ситуация в вашем коллективе?

    Ждем честных ответов на вопросы анонимного анкетирования, результаты которого покажут истинное положение дел в медицине.

    Вопросы анкеты

    x
    Спасибо!

    Анкета отправлена!


    Результаты анкетирования будут на сайте. Следите за новостями.