Факты и мнения

Эффективное здравоохранение

Эффективное здравоохранение

Высшая школа организации и управления здравоохранением разработала и составила рейтинг эффективности систем здравоохранения 85 регионов РФ за 2015 г. Он показал, что большинство из них могут добиться более высоких значений ожидаемой продолжительности жизни при имеющихся финансовых, кадровых и материально-технических ресурсах. О методике и о главных выводах рассказывает руководитель ВШОУЗ , доктор медицинских наук  Гузель Улумбекова.

- Гузель Эрнстовна, отстающие в рейтинге регионы жалуются, что методика плоха, вы с этим согласны?

- Индекс эффективности систем здравоохранения регионов РФ, который разработала аналитическая лаборатория ВШОУЗ, основан на международной практике проведения подобных расчетов. Если упрощенно, то это оценка результатов деятельности системы здравоохранения с учетом затраченных средств. В качестве результата используется показатель ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ). Он рассчитывается на основании уровня смертности во всех возрастных группах. Затраты на здравоохранение (в нашем случае – государственные) отражают, сколько система может позволить себе расходов: на оплату труда медперсонала, лекарства, расходные материалы, содержание учреждений и др. Это данные казначейства, причем они используются с поправкой на коэффициент удорожания, чтобы расходы были сопоставимы. Тот субъект, который смог добиться более высокого ОПЖ за меньшие средства, получает наивысший балл. На мой взгляд, вместо критики методики надо задуматься, в чем корень неэффективности здравоохранения региона.

- А разве только финансирование здравоохранения влияет на продолжительность жизни, а как же экология и образ жизни?

- Вы правы, на ОПЖ влияют и образ жизни, и экология, и уровень доходов. Поэтому мы ввели еще два показателя: уровень ВРП на душу населения, который косвенно оценивает уровень жизни в регионе (соответственно возможность пользоваться платными медицинскими услугами) и уровень потребления крепких алкогольных напитков (по данным Росстата). Последний показатель призван нивелировать влияние на ОПЖ этого отрицательного фактора. Но хочу отметить, что устоявшееся мнение о том, что от деятельности системы здравоохранения здоровье населения зависит мало – это миф. Доказано, что в с странах, где расходы на здравоохранение на душу населения меньше 2000 долларов, оцененных по паритету покупательной способности (ППС), есть прямая связь между государственным финансированием здравоохранения и здоровьем населения. Для справки: в России госрасходы на здравоохранение составляют сегодня около 900 долларов ППС на душу. Другими словами, увеличение финансирования приводит к снижению смертности и росту ОПЖ. Но увеличение расходов приводит к улучшению здоровья граждан только при одном важном условии – что деньги тратяться эффективно. Поэтому мы и сделали этот рейтинг, чтобы выяснить, есть ли резервы повышения эффективности здравоохранения в регионах РФ даже при имеющихся ресурсах.

- Какой главный вывод можно сделать на основании этого рейтинга?

- Конечно, это лишь первый макро-срез оценки эффективности здравоохранения. Дальше мы разделим регионы на группы, близкие по климатогеографическим условиям и плотности проживания населения. Затем в каждой группе проанализируем, какие факторы в системе здравоохранения повлияли на то, что граждане живут в одном регионе дольше, чем в другом. Например, регионы Северокавказского федерального округа правильно сравнивать с бывшими республиками Советского Союза и другими странами, в которых население ведет схожий образ жизни. И мы такое сравнение уже провели. Оказалось, что все регионы СКФО по эффективности здравоохранения все равно лучше, чем бывшие республики СССР - Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан.

10 лучших и 10 худших субъектов РФ по эффективности здравоохранения в 2015 году

- Ваш главный вывод и что надо делать субъектам РФ, чтобы подняться в рейтинге?

- Исследование показало, что большинство регионов могут добиться более высоких значений ОПЖ (как минимум увеличить на 1 год) даже при имеющихся финансовых, кадровых и материально-технических ресурсах. Первое приближение показывает, что те субъекты РФ, которые сохранили высокие показатели обеспеченности врачами, особенно в первичном звене, оказались на первых позициях. То есть можно сказать: те, кто обеспечил доступность медицинской помощи широким слоям населения и бережет каждую копейку, смогли добиться лучших результатов. Более подробно о том, что надо делать в здравоохранении регионов, чтобы подняться в рейтинге, мы доложим на V международной конференции «Оргздрав-2017. Эффективное управление медицинской организацией», которую ВШОУЗ проводит в Москве 18-19 мая 2017 года. А свежие данные будут готовы осенью.

Индекс эффективности систем здравоохранения субъектов РФ, 2015

Изменение

Место 2013

Место 2015

Субъекты РФ

Оценка эффективности

ОПЖ при рождении (лет)

ВРП на душу населения (руб.)*

Подушевые госрасходы на здравоохранение с учетом КД (руб.)

Продажа крепких алкогольных напитков на душу населения (литр)

0

1

1

Республика Дагестан

88,10

76,39

180824

13183

2,2

2

4

2

Ставропольский край

78,81

73,36

193489

14656

2,9

-1

2

3

Кабардино-Балкарская Республика

77,62

74,61

137437

15107

0,6

12

16

4

Кировская область

76,90

71,11

191445

14221

10,2

3

8

5

Чувашская Республика

75,95

71,35

189736

14385

8,6

5

11

6

Ростовская область

75,60

71,90

235696

14128

4,3

19

26

7

Рязанская область

74,40

71,46

261245

14157

5,6

2

10

8

Республика Адыгея

73,81

72,23

174018

14967

4,0

5

14

9

Пензенская область

73,57

72,12

219182

14734

4,6

3

13

10

Карачаево-Черкесская Республика

72,74

74,44

147397

15517

1,0

4

15

11

Республика Калмыкия

72,14

72,15

163688

15044

3,8

-9

3

12

Чеченская Республика

71,43

73,45

104019

15493

-

-4

9

13

Волгоградская область

70,95

71,98

278961

14691

3,8

23

37

14

Республика Мордовия

70,36

72,06

210859

15170

6,9

-9

6

15

Республика Северная Осетия-Алания

70,24

74,20

179993

15572

0,7

2

18

16

Ивановская область

69,05

70,62

145235

14245

7,1

4

21

17

Белгородская область

68,10

72,61

400633

15142

4,9

9

27

18

Томская область

66,79

71,25

399208

14297

5,1

16

35

19

Астраханская область

65,95

71,36

283591

14960

5,3

-8

12

20

Саратовская область

65,60

71,40

225375

14867

3,2

1

22

21

Курская область

64,17

70,80

266008

14309

4,2

-17

5

22

Республика Ингушетия

63,69

80,05

113791

17741

-

-3

20

23

г.Москва

63,45

76,77

1053950

17890

14,8

-7

17

24

Республика Татарстан

62,74

72,81

434509

16366

9,6

-6

19

25

Брянская область

61,79

70,36

196342

13996

6,2

10

36

26

Краснодарский край

61,19

72,53

330100

15715

4,5

14

41

27

Вологодская область

59,76

70,40

325789

14622

9,9

1

29

28

Республика Марий Эл

59,40

69,80

209488

13826

9,4

2

31

29

Новосибирская область

58,45

70,86

326868

15000

5,4

-23

7

30

Тамбовская область

58,45

71,67

258822

15644

3,3

15

46

31

Костромская область

57,02

70,38

223243

14978

8,7

-2

30

32

Воронежская область

56,79

71,67

304314

15743

4,6

12

45

33

Ярославская область

56,79

70,98

305211

15682

9,6

-2

32

34

г.Санкт-Петербург

56,31

74,42

513782

21087

8,2

13

48

35

Удмуртская Республика

55,71

70,46

291288

15181

9,6

6

42

36

Московская область

55,60

72,26

376699

18885

10,6

6

43

37

Владимирская область

53,93

69,82

232631

14551

8,1

1

39

38

Ханты-Мансийский авт. округ-Югра

53,10

72,58

1761159

23947

11,1

20

59

39

Омская область

52,26

70,41

303089

14786

3,8

-16

24

40

Архангельская область

51,90

70,70

311471

16138

12,7

-13

28

41

Алтайский край

51,19

70,44

187587

15336

4,8

19

61

42

Самарская область

50,95

70,35

358649

14697

5,1

12

55

43

Орловская область

48,69

70,38

234157

15257

4,9

0

44

44

Ямало-Ненецкий авт. Округ

48,57

71,70

2985311

20351

9,9

2

47

45

Ленинградская область

48,45

71,23

403431

17504

10,9

-21

25

46

Мурманская область

47,86

70,24

416662

15247

14,1

-24

23

47

Ульяновская область

47,62

70,46

220576

15846

5,7

NA

NA

48

г.Севастополь

47,26

70,67

45785

17308

5,0

-15

34

49

Калининградская область

47,02

70,58

316999

16208

8,3

-12

38

50

Липецкая область

45,71

71,07

341455

16597

4,9

-1

50

51

Приморский край

45,71

69,21

332383

14716

8,5

2

54

52

Нижегородская область

44,05

70,17

310866

15420

7,4

3

56

53

Калужская область

42,86

70,73

322517

17941

8,5

NA

NA

54

Республика Крым

42,26

70,52

73190

17616

4,7

27

82

55

Ненецкий авт. округ

40,95

71,00

4252408

25761

13,6

-16

40

56

Челябинская область

39,88

69,90

284191

15554

4,9

-5

52

57

Тульская область

39,64

70,06

269177

15703

5,1

14

72

58

Республика Тыва

39,17

63,13

149335

13830

2,4

16

75

59

Новгородская область

38,45

68,70

331842

15086

9,4

-9

51

60

Забайкальский край

38,33

67,34

209003

14759

7,3

-4

57

61

Республика Алтай

38,10

68,44

184011

15180

8,0

-2

60

62

Кемеровская область

37,98

68,31

273825

14837

7,3

2

65

63

Тюменская область

37,98

70,58

521987

18249

8,9

14

78

64

Амурская область

37,74

67,27

290398

14406

7,2

-12

53

65

Курганская область

37,38

69,03

193434

15111

3,7

-8

58

66

Республика Башкортостан

37,38

70,08

306771

15856

6,1

0

67

67

Республика Бурятия

37,38

69,15

189326

15772

8,2

-2

66

68

Республика Саха (Якутия)

36,90

70,29

690643

16286

9,5

-7

62

69

Хабаровский край

35,71

68,72

410190

15332

11,9

-37

33

70

Республика Карелия

35,00

69,16

293054

16254

13,1

-1

70

71

Красноярский край

33,81

69,69

498372

15588

6,6

-4

68

72

Тверская область

32,14

69,10

232833

16366

8,9

-24

49

73

Смоленская область

32,02

69,74

242907

17341

7,9

2

76

74

Псковская область

31,67

68,48

185526

15784

7,4

-12

63

75

Свердловская область

30,48

69,83

384228

17193

7,7

-7

69

76

Республика Коми

28,10

69,40

553836

17470

14,1

-6

71

77

Оренбургская область

26,31

69,63

364762

16284

3,5

-1

77

78

Пермский край

25,71

69,09

367087

16410

7,7

-15

64

79

Республика Хакасия

22,62

68,68

299913

16945

5,2

-7

73

80

Камчатский край

22,50

68,56

456482

17459

12,9

-7

74

81

Иркутская область

21,43

67,37

375482

15881

7,3

-1

81

82

Еврейская автономная область

20,60

65,04

246449

17042

8,4

-3

80

83

Магаданская область

16,43

68,11

650273

22648

15,8

-5

79

84

Сахалинская область

14,05

67,99

1620313

25477

14,2

-2

83

85

Чукотский автономный округ

11,07

64,16

1118862

22663

12,5

Российская Федерация

52,82

71,39

403179

16207

7,3

  • Источник:
  • «Медицинский вестник»

Дата публикации: 30 Марта 2017 02:24


Специалисты ОКДЦ смогут помочь детям
Специалисты ОКДЦ смогут помочь детям!

В педиатрическом отделении Областного консультативно-диагностического центра организован специализированный прием маленьких пациентов в кабинете ультразвуковой диагностики, оборудованном современным аппаратом Philips HD c детскими датчиками. Прием ведут высококвалифицированные специалисты с педиатрическим образованием и опытом работы, владеющие новейшими методиками диагностики в возрастной категории с первого месяца жизни ребенка и до 18 лет.

Читать полностью
12 мая, 2016
    Анкета. Какой  стала  зарплата врачей?

    Какой стала зарплата врачей?

    В редакцию журнала поступают тревожные сигналы о сокращении финансирования лечебных учреждений Ростовской области. По мнению сотрудников целого ряда больниц и поликлиник, зарплата персонала в сравнении с прошлым годом, заметно уменьшилась. Как складывается ситуация в вашем коллективе?

    Ждем честных ответов на вопросы анонимного анкетирования, результаты которого покажут истинное положение дел в медицине.

    Вопросы анкеты

    x
    Спасибо!

    Анкета отправлена!


    Результаты анкетирования будут на сайте. Следите за новостями.